Методы эффективной организации работы с родителями в школьной психологической службе

      “Основная задача Казахстана по вступлению в число 50 самых конкурентоспособных стран мира — это подготовка высококвалифицированных и образованных граждан, способных легко осваивать научные технологии, управлять собой в рыночной экономике и применять полученные знания в жизни. Только в этом случае это возможно.”

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.

Цель:

  1. Систематизация и распространение методов эффективной организации работы с родителями в школьной психологической службе.
  2. Защита психологического здоровья учащихся, их родителей и учителей, то есть всех участников образовательного процесса в стенах школы.

Задачи:

  1. Организация эффективных методов оказания психологической помощи всем субъектам образовательного процесса (учителям, родителям, ученикам).
  2. Обеспечение личностного, интеллектуального и профессионального развития учащихся совместно с родителями на каждом этапе возрастного развития.
  3. Проведение психообразовательной работы с родителями по предупреждению и коррекции отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников.

Направления работы психологической службы:

  • Коррекционно-развивающая работа: тренинги, музыкотерапия, арттерапия, пальчиковые упражнения, игротерапия, сказкотерапия, притчи (легенды, примеры), песочница-терапия, релаксация, гештальттерапия, ролевые игры.
  • Диагностическая работа: тесты, анкеты, беседы, наблюдения.
  • Психообразование; Консультирование: при необходимости конфиденциально, лекции, часы обмена мнениями, видеоролики, встречи с экспертами, дебаты, беседы.

«Создание системного плана позволяет открыть путь для правильных действий и избежать ошибочных шагов» — цитата Г.А. Архангельского.

  1. В соответствии с нормативными документами разрабатываются годовые, месячные и недельные направления работы психолога, которые утверждаются директором школы (с учетом Конвенции о правах ребенка, Закона об образовании).
  2. Консультирование, диагностика-коррекция, групповые или индивидуальные занятия фиксируются в журналах учета, а по мере необходимости составляются характеристики, протоколы психологической работы. Результаты исследований представляются родителям, учителям и, при необходимости, детям, с рекомендациями.

При систематизации годового плана работы школьного психолога:

    В начале учебного года проводится диагностическое исследование, внешнее наблюдение, адаптация, выявление “групп риска”, коррекционные пути, а также профилактика суицида, беседы и образовательные мероприятия. Включаются заключительные диагностические работы, тренинговые часы и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Работа психолога включает участие в школьных и районных мероприятиях (семинарах), пропаганду здорового образа жизни (профилактика наркотиков, курения, СПИД и суицид), работу с родителями и учителями, а также с детьми, демонстрирующими отклонения в психическом развитии, наблюдение за первоклассниками и детьми дошкольных групп. Психолог также посещает дома учащихся для контроля их социально-психологического положения, ведет беседы с родителями и помогает в организации групповых и индивидуальных работ, отчеты на педагогических советах и собраниях.

     Роль школьного психолога в адаптации нового молодого специалиста и повышении психо-образовательного уровня родителей:

     Психолог активно взаимодействует с классными руководителями, администрацией школы, сотрудниками районных и региональных ПМПК (психолого-медико-педагогических комиссий).

Психодиагностическая и коррекционная работа с учащимися включает:

Развивающие игры, мандалы, арттерапия, песочница-терапия, проективные методики, тренинги для повышения настроения и многое другое.

    “Учительская профессия — это познание человека, понимание его сложной и интересной духовной сущности. Педагогическое мастерство и педагогическое искусство — это способность воспринимать мудрость сердцем”, — В.А. Сухомлинский.

    “Только тот человек счастлив, кто счастлив дома,” — Л.Толстой. Это правда. Семья — основа воспитания ребенка, и именно в семье формируется его психо-физиологическое развитие как личности.

     Результаты эффективной работы психологической службы с родителями в школе:

     В результате сотрудничества с родителями наблюдается увеличение их связи с школой, и в школе нет неблагополучных семей. Психологический климат в коллективе улучшился, а профессиональный рост сотрудников стал более заметным. Количество учащихся, состоящих на внутреннем учете, “сложных” учеников, в 2020-2021 учебном году отсутствует. Этот результат был достигнут благодаря совместной работе с родителями.

FaLang translation system by Faboba